Ну, как тебе там? Первый год в Чехии. Ч.2
Часть 2. Об отличиях образовательной системы.
Чешская система образования базируется на иных правилах и основах.
Обучение на определённую учебную степень почти не привязывается к каким-то временным рамкам. То есть: для того, чтобы получить титул бакалавра мне нужно не отсидеть 3 года в универе, а собрать 180 баллов. Откуда эти баллы приходят? Каждый предмет, в зависимости от сложности, оценивается в 3-8 баллов. Сдал предмет – получил соответствующие баллы. Насобирал 180 – получил бакалавра. Насобирал ещё 120 – получил магистра.
Почему нельзя сказать, сколько конкретно нужно будет учиться на ту или иную степень? Да потому что никто не устанавливает тебе никаких особых границ (есть одна, о ней чуть ниже). То есть если ты умный и работоспособный, ты берёшь себе 15 предметов в семестр, а если ленивый или нет времени – берёшь 5-6. Соответственно, в первом случае обучение ты закончишь, скажем, за 3-4 года, а во втором – за 7-8.
Единственное ограничение, которое тебе ставится – в семестр получить не меньше 20 баллов (или кредитов). Если меньше – то эта разница вычитается из резервных кредитов.
Что такое резервные кредиты? Это наше право на ошибки. На период обучения на степень бакалавра каждому ученику даётся 36 резервных кредитов. От этого количества будут отниматься кредиты за «проваленные» предметы и за "недобор" до 20 кредитов в семестре. Если все резервные кредиты истрачены, обучение как правило заканчивается (есть возможность попросить ещё у декана, но это сложно и без гарантий, что тебе пойдут навстречу).
Сколько времени даётся на обучение? В среднем исходят из следующих цифр: 3 года на бакалавра + 1 год про запас (то есть вместе 4 года). Если в этот срок ты не вписываешься и учёбу затягиваешь, то придётся платить. На степень магистра – 2 + 1, то есть 3. Подытожу: бесплатно учиться на степень магистра можно до 7 лет. Дольше – платно.
Какие предметы придётся учить? Для каждой специальности существует несколько групп предметов: профессионально-обязательные и просто обязательные (их все придётся рано или поздно сдать, без них диплома не получится; у информатиков это, например, несколько вариаций программирования, базы данных, компьютерные сети, математики, статистики, экономики и прочие приятные вещи, плюс два обязательных иностранных языка и 2 семестра физкультуры, да; на долю этих предметов выпадает около 70% всех требуемых кредитов), профессионально-выборные (там предметы из родственных областей, их много разных, выбирать можно любые в рамках требуемых кредитов, в процентном соотношении их где-то 20%), остальные 10% – просто выборные предметы, которых существует огромное количество, из различных областей, и здесь ты имеешь полную свободу выбора. Предметы из разных групп нельзя заменять друг на друга, то есть если предмет в группе выборных, им нельзя покрыть кредиты, необходимые для группы профессионально-обязательных и наоборот.
Что, как и когда сдаём? Семестр длится 13 недель, в середине семестра (6-8 недели) как правило пишутся промежуточные тесты. С них собираются баллы (как правило от 20 до 40); у некоторых предметов таких промежуточных теста 2 – в середине и конце семестра; у некоторых – много, но маленьких (например, кадую неделю за 2-3 балла). Как правило, эти тесты также работают как допуск к заключительному сессионному тесту (как правило нужно набрать не менее 50 возможных процентов, иначе недопуск к заключительному экзамену и автоматом предмет уже в середине (или конце) семестра не сдан). Это для нас означает одно – учится от сессии до сессии не получится
Период сессии – 6 недель. За это время сдаются все экзамены по всем предметам (где-то это просто тесты в один этап, где-то теория + практика, где-то защиты каких-то проектов). К результату заключительного теста причтётся результат промежуточного или промежуточных тестов и сумма этих баллов должна быть выше 60% (ну, или баллов) от всех возможных. Если промежуточный тест сдан на 20 из 40 баллов, а заключительный на 30 из 60 (в сумме 50) – предмет не сдан. В промежутке между 55 и 60 баллами тебе выставляют оценку 4+ и дают возможность попробовать сдать ещё раз. Если и со второго раза не получается, предмет не сдан.
Оценки. 1 – отлично, 2– очень хорошо, 3 – хорошо, 4+ – не сдал с возможностью пересдачи в этом же семестре, 4 – не сдал. Оценки влияют на средний балл (для желающих получать стипендию за успешную учёбу, ну, и просто идеалистов), а также есть один неочевидный момент. Если в какой-то момент ты захочешь перепоступить на другой факультет, пройденные предметы тебе зачтут, но только те, которые были сданы на 1 и 2. Тройка уже не проходит, придётся переучивать.
Стипендии. Со стипендиями гражданам третьих стран туго. Нам не дают стипендию на проживание и социальную стипендию. Единственное, на что мы можем претендовать – это стипендия за выдающиеся успехи в учёбе. Получить её очень трудно и она не такая большая, как хотелось бы. Выписывается эта стипендия на 1 семестр, распределяется на конкурсной основе.
Ещё кое-что о различиях в подходе к обучению.
В связи с тем, что не существует централизованного расписания и каждый учится сам по своему, здесь нет одногруппников. Есть только ребята, которые в течение семестра посещают с тобой одни и те же часы (обычно они с разных факультетов и разных курсов). В следующем семестре вы можете уже не встретиться.
Практически исключены какие-то личные предпочтения преподавателя относительно учеников. В связи с тем, что людей очень много (на лекциях 100-300 человек) и идут они через преподавателя нескончаемым потоком, никто толком не запоминается и надеяться на какие-то блага из-за личной симпатии (или наоборот), не приходится. Исключение – языковые предметы, где занятия проводятся в маленьких группах (и все перед собой обязательно ставят карточки с именами ) и, соответственно, люди запоминаются лучше.
У каждого преподавателя существуют консультационные часы. Каждую неделю в определённое время в определённом месте преподаватели готовы отвечать на наши вопросы. Можно уточнить что-то из теории, прийти с нерешаемым примером или попросить углубить рассматриваемые вопросы. Можно решить какие-то другие вопросы, связанные с предметом.
Посещение. В основном, посещение предметов не обязательно. В твоих личных интересах присутствовать на всех промежуточных тестах и собрать с них как можно больше баллов. Будешь ли ты присутствовать на лекциях или на практических занятиях – дело твоё.
Чешские преподаватели прекрасны. Я не сталкивалась с преподавателем, который бы осознанно строил какие-то козни, «валил» или был чересчур жёсток при оценке. Как правило все идут на встречу, относятся с пониманием к тому, что ты иностранец и терпеливо выслушивают все попытки подобрать или вспомнить нужное слово Преподаватели – люди. Особенно люблю молодых магистров, которые очень мотивированны, активны, талантливы и относятся с большим пониманием. Преподаватели постарше тоже очень хорошие, но не такие забавные
В любом случае, с этой стороны бояться нечего. Наверняка, есть какие-то исключения, но они на самом деле очень малочисленны. В Беларуси ситуация с точностью, да наоборот. В исключениях хорошие. К сожалению.
В качестве заключения могу предложить вам задать свои вопросы, если они вдруг есть
Ну, и надеюсь, что кому-то всё это пригодится на пути к мечте
- 1
12 комментариев
Рекомендованные комментарии
Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы ответить.