Veronica 26 ноября 2020 Карлов мост в Праге: история, легенды, интересные факты. Символ Праги, самая популярная достопримечательность города и визитная карточка всей Чехии. Второй в истории каменный мост через Влтаву. Главный пешеходный маршрут между Старым Городом (Staré Město) и Пражским градом. Конечно же это Карлов мост! Сегодня Карлов мост является одним из самых древних каменных сооружений, сохранившихся в Чехии до наших дней. Сюда приходят в любое время года, как местные жители, так и гости чешской столицы: ради великолепной архитектуры, полюбоваться сказочными видами берегов Влтавы с башнями, церквями и дворцами, за духом времени и чтобы загадать желание, которое обязательно сбудется. Он до сих пор привлекает людей не только своей красотой и тридцатью барочными статуями XVII века, но и множеством легенд и загадок. Его история связана с магией, астрологией и неразгаданными тайнами. Немного истории Карлова моста. Карлов мост не был первым мостом, соединяющим Пражский град и Старый город. Его предшественником был Юдифин (Юдитин) мост. Назван в честь королевы Чехии Ютты (Юдит) Тюрингской, жены короля Владислава II , правившего в то время. Но мост был почти полностью разрушен наводнением 1342 года. Остатки Юдитина моста можно увидеть в основании пилона, на котором стоит Староместская мостовая башня,(а элементы одной из арок этого моста, до сих пор хранятся в центре Праги -в подвале костела «ордена Крестоносцев с красной звездой» и входят в экспозицию Музея Карлова моста). Восстанавливать мост не стали, так как расцвет строительства и торговли в Чехии требовал возведения нового, крепкого моста. И на несколько десятков метров южнее (выше по течению) Карл IV повелел возвести новый мост, носящий теперь его имя. Строительство моста продолжалось с 1357 года до начала XV века. Арочный мост построен из песчаника, общая длинна 520 метров, ширина 9,5 метра, высота конструкций 13 метров. Конструктор и архитектор — Петр Парлерж, который так же подтвердил свой талант при создании собора св. Вита. Открытие моста состоялось в 1402 году. Тридцать замечательных скульптур украсили мост в период барокко. Большинство из них было установлено между 1708 и 1714 годами. Авторами скульптур стали лучшие мастера того времени: Матиаш Бернар Браун, Ян Бедрих Коль, Ян Брокуф и его сыновья. Некоторые оригинальные статуи сейчас сняты с моста и демонстрируются публике в «Лапидарии» национального музея Праги. Их место заняли копии, изготовленные во второй половине 19 века Фердинандом и Йозефом Максом и другими мастерами. В народе мост долго называли «Каменным» и «Пражским». Только в 1870 году за ним закрепилось новое название с легкой подачи писателя Йозефа Рудла. Легенды Карлова моста. О строительстве Карлова моста существует множество легенд, одна из самых известных рассказывает о дате закладки его первого камня. В те времена очень большое значение придавали магическим цифрам. Заложенный в такой момент мост должен был выстоять столетия. Поэтому дату и время начала строительства Карл IV выбрал, руководствуясь советом придворных астрологов – закладка моста началась в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5 часов 31 минуту. Магия чисел 1 3 5 7 9 7 5 3 1, одинаково читающихся как справа налево, так и слева направо (палиндром), обещала процветание и благополучие. Еще одна легенда гласит, что мост получился настолько крепким потому, что в соединяющий камни раствор добавляли белок куриных яиц. И по приказу короля, со всех близлежащих деревень свозились яйца для замешивания цемента. Так же легенда гласит, что жители деревни Вельвары (Velvary) дабы угодить королю и доставить как можно больше целых яиц, решили их сварить перед отправкой, дабы целее были. У строителей был пир, так как продукт был не пригоден для замешивания раствора. У чехов от сюда пошла даже поговорка — «Ты что варёных яиц объелся?» отвечают человеку, который сказал какую- нибудь глупость. Так же существует легенда, что удержать камни помог сам чёрт. Архитектор и дьявол заключили договор-сделку, что черные силы будут держать камни, но взамен он получит душу первого прошедшего по мосту. Архитектору повезло, он заметил и вовремя остановил своего маленького сына, а на мост пустил черного петуха, который якобы разобрался с дьяволом. Разрушения Карлова моста. В первоначальном виде Карлов мост сохранился только до 1648 года. В то время в Прагу пришли шведы. Мост был линией обороны города, поэтому его частично разрушили в боях. Следующее катастрофическое разрушение произошло при наводнении 1890 года. Это была ужасная катастрофа, которая глубоко затронула сердца пражан. Катастрофическое наводнение, случившееся в Праге 2 — 5 сентября 1890 года, серьёзно повредило Карлов мост. Большое количество брёвен и другого плавучего мусора, смытого наводнением выше по течению, застряло в пролётах моста, образовав естественную плотину. От огромного давления три пролёта и две опоры моста обрушились. Восстановительные работы длились два года, мост был вновь открыт 19 ноября 1892 года. Восстанавливали мост мастера из Будапешта, хотя многие чехи считали возмутительным то, что строительство поручили иностранцам. Их возмущение проигнорировали, и мост был в краткое время восстановлен. В ХХ веке (1966-75 гг.) Карлов мост прошел еще один капитальный ремонт. Интересные факты. Здесь проходили события, имеющие значение, как для истории Чехии, так и для мировой истории: · К примеру, по Карлову мосту проходил Королевский путь, по которому чешские правители ехали на коронацию. · Немаловажным событием, которое навсегда записало Карлов мост на страницы мировой истории, является нападение шведов на Прагу. Именно тут, в 1648 году, они атаковали чешскую столицу. А в 1848 году, в ходе Европейских революций, в воротах Староместской мостовой башни стояла баррикада. · По преданию, именно с Карлова моста был сброшен в мешке почитаемый в Чехии святой Ян Непомуцкий. В том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой якобы видели свечение в виде 5 звёзд; с тех пор Ян Непомуцкий изображается с пятью звёздами над головой. · В конце XIX века по Карлову мосту ездил трамвай, запряженный лошадьми. Пражане называли его конкой. Конка была очень популярна в Чехии. В 1883 году в Праге торжественно открыли трассу трамвая, которая вела от Национального театра до площади Крестоносцев и через Карлов мост к Малостранской площади. Это были первые в истории Чехии трамвайные пути. К ХХ веку конку заменил электрический трамвай. В 1908 году трамвайное движение по Карлову мосту окончательно запретили из опасений, что тяжелые трамваи разрушат его. Машины ездили по мосту до 1965 года. · Здесь проводились рыцарские турниры, проходили ярмарки и суды; случались тут и казни — недобросовестных ремесленников и торговцев опускали в большой плетеной железной клети с моста в воды Влтавы. · Одно из поверий гласит, что если дотронуться рукой до любой скульптуры на Карловом мосту и загадать желание, оно сбудется. Если влюбленные загадают желание и поцелуются на мосту, оно тоже исполнится. · Много интересного можно узнать в музее « Карлова моста». Рекомендованные сообщения 26 ноября 2020
Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы ответить.