Блог Dinara

  • записей
    5
  • комментария
    93
  • просмотра
    694

Ну, как тебе там? Первый год в Чехии. Ч.1


Dinara

967 просмотров

 Поделиться

Эссе будет интересно в первую молодым людям, собирающимся в Чехию на учёбу. Впрочем, жизненные темы тоже немного затрону :)

 

Часть 1. О моральном аспекте переезда и обучения на чужом языке, и лично обо мне.

 

Итак, за неделю до начала учебного года, 13 сентября 2010 я переехала в Прагу. Напомню, что поступила я в ВШЭ на специальность Информатика и статистика. Напомню, что до этого ни с информатикой, ни со статистикой я ничего общего никогда не имела.

 

За несколько дней до начала семестра мы были приглашены на инструктаж, где нам раздали вагон и маленькую тележку распечаток, брошюр, студенческую газету и прочие материалы, которые были призваны помочь начинающему студенту с большими глазами не потеряться в обилии новой информации; ну, и, конечно, перед нами выступали люди, рассказывающие о библиотеке, о компьютерной сети в ВШЭ, о доступе к ней, об ISISе (это наш «рабочий кабинет», там мы делаем себе расписание, смотрим обновления, получаем рассылки от преподавателей – в общем, живём), о системе обучения и о многочисленных студенческих организациях. Студенческих организаций на самом деле невероятно много – и газеты, и медиалаборатории, и какие-то объединения бесконечные ­– в общем, социально-активным ребятам есть куда приложить себя.

 

Ещё через день состоялась торжественная имматрикуляция – посвящение в студенты. Имматрикуляция ­– это не только забавное слово (которое мои домашние упорно называли инаугурацией и непрерывно с меня хохотали), но и крайне торжественная церемония. В главном корпусе, в главном актовом зале собирают мноого студентов (человек 300), им говорят торжественную и пафосную речь, зачитывают клятву студента, и после всего этого безобразия каждый студент подходит к декану, пожимает ему руку и говорит «Клянусь!» (этой самой клятвы придерживаться). Несмотря на такое огромное количество человек, всё проходит очень организованно, динамично и интересно. После рукопожатия и клятвы на руки выдаётся зачётка (здесь ­– «индекс»), в котором так и написано: «Академическую клятву выполнил». Очень ответственно то есть к делу подходят :)

 

После всех этих организационных моментов можно было приступать к учёбе. На первый семестр всем студентам было предложено автоматическое расписание из 6 предметов, достаточно компактно и удобно разнесённых по 4 дням недели (пн-чт). Это расписание рекомендуется не трогать и не менять из-за того, что и опыта в составлении расписания через ISIS пока нет, и потому, что запись на предметы происходит на основании «рейтинга» студента (набранных и потерянных кредитов за весь период обучения). Самых успешных записывают приоритетно; все, кто не попал из-за ограничения по размеру аудитории (и, соответственно, недостаточного рейтинга), рискуют остаться вообще без записанных предметов, что, в свою очередь, повлечёт неприятные последствия. Первокурсники рейтинга вообще пока никакого не имеют, потому им рекомендуют не рисковать и оставить расписание как есть. Так я и сделала.

 

В первом семестре мне было предложено изучать такие предметы как Основы программирования, Математические основы информатики, Математика, Английский и Основы философии. Свою первую пару основ программирования я не забуду никогда.

Был солнечный осенний день, ничто не предвещало беды. В 9-15 я пришла на пару и начала слушать. В тот момент глаза у меня очень широко открылись и не могли закрыться на протяжении первого месяца. Я приходила каждый день на учёбу вот с этими своими глазами, слушала преподавателей и с полным ужасом и непоколебимой уверенностью осознавала, что никогда и ни за что в своей жизни я этого не пойму. Никогда. Ни за что. Это вводило в глухой ступор и вызывало перманентные приступы паники.

 

Основная проблема была в том, что я просто не понимала (с языковой точки зрения), что они говорят. То есть слово понимаю – 2-3 нет и так по кругу. Разумеется, в такой ситуации понять, о чём идёт речь с точки зрения материала, было невозможно. Потому каждый день я приходила домой, со всех сторон обкладывалась книгами-словарями и очень медленно и скрупулёзно начинала переводить всё, что нам успели наговорить, зазубривать новые термины и пытаться это всё осознать.

 

Понимание языка пришло где-то через месяц (то есть я начала понимать, что они говорят, но суть по-прежнему не улавливалась. Просто набор слов, каждое из которых в отдельности я начала понимать). Какое-никакое осознание материала пришло где-то в середине семестра, то есть через полтора месяца. Как сейчас помню пару мат. Основ информатики, на которой я впервые на лету начала понимать новую тему. То есть текст преподавателя стал осмысленным набором взаимосвязанных вещей. О, это был счастливый день :)

 

В этот начальный период было невероятно тяжело морально. Я, умница со свободным посещением в гимназии, в колледже и в университете, всегда лучшая, всегда гордость преподавателей и работодателей, оказалась в ситуации, где я была не просто не лучшей, а казалось, что я просто худшая из всех вокруг. Это осознание с одной стороны убивало, а с другой стороны заставляло бросать все силы на учёбу. Плюс к этому, конечно, сказывался отрыв от привычной среды – не хватало любимой работы с людьми, не хватало друзей-знакомых, не хватало общения, отдыха тоже не хватало :)

 

Но очень хотелось снова чувствовать себя полноценной – потому я учила не переставая, как заведённая, с утра до вечера, 7 дней в неделю.

 

Сессия показала, что стратегия выбрана правильная. Когда оказалось, что и чудовищная математика, и все остальные чудовищные предметы я сдала лучше большинства чехов, я поняла, что жизнь налаживается.

 

Во втором семестре было уже чуть попроще, я записала себе 8 предметов и, с учётом того, что на 5 недель я частично выпала из процесса обучения из-за сломанной ноги (ходила на учёбу, но урывками – целый день на костылях было очень трудно), всё закончилось не так плохо. Не сдала только 1 предмет из-за того, что слегка недооценила. Мои любимые пару баллов меня опять подвели :) Но ничего ужасного не случилось – этот несданный предмет просто записывается на следующий семестр и учится по второму кругу (ну, и теряется какое-то количество баллов).

 

В этом, третьем семестре, я себе с радости наставила 11 предметов, причём, совсем не тривиальных. Чем закончится – покажет время. Пошла 6-ая неделя семестра, мозг кипит :)

  • Супер 1
 Поделиться

19 комментариев


Рекомендованные комментарии

Natalie

Действительно: умница. А главное: это весьма реальное пособие, для тех, кто идет следом.

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
slunce

С большой буквы Умница!!! Пока читала, думала, детям своим надо дать почитать, какие люди в жизни добиваются успехов.

Успехов во всех начинаниях, Так держать!

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Dinara

Спасибо огромное, очень приятно слышать такие слова :) Пока я, конечно, ничего особо выдающегося в жизни не сделала, чтобы быть их безусловно достойной... Но всё впереди! Спасибо за поддержку :)

  • Супер 4
Ссылка на комментарий

Ну просто азбука студента! Умничка! Держись!

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Dinara

Спасибо!:) Стараюсь держаться, хотя нервишки чёт начинают уже пошаливать слегка – зачётные недели.

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
CernaLiska

Восхищаюсь такими людьми. Родителям риспект за такое создание. Удачи вам, пусть всё получится.

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Dinara

Мне аж неловко :) Спасибо большое. Маме респект передам, ей будет очень приятно :)

  • Супер 4
Ссылка на комментарий

Здорово!

Можно услышать примерное расписание "рабочего" дня студента?

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Dinara

Можно :) Но, опять-таки, расписание будет только моим. В связи с тем, что расписание и предметы каждый делает себе сам, получается оно у всех разное в зависимости от целей и темпа учёбы. В первом семестре я училась 4 дня – 3 дня до обеда (с 9 до 14), один – только утром, с 7-30 до 9. Во втором семестре тоже 4 дня – 3 дня до обеда, ещё 1 – с 9 до 16. В этом семестре 5 дней: понедельник с 14-30 до 18; вт, ср – с 9 до 14, чт – с 9 до 18, пятница – с 9 до 16. Всё остальное время – подготовка дома, форум и оочень редко какие-то вылазки в город.

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Lerocice

Вы такая сильная! С внутренним стержнем) Бывает частенько и на русском то языке трудно понять о чем лекция по программированию!! А тут и язык и все другое... Очень рада за Вас) желаю дальнейших успехов!

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Dinara

Спасибо, никогда не разрешала себе раскисать :) Постоянно держу в ежовых рукавицах – наверное, это и называется стержень :) Спасибо, Вам тоже всего очень хорошего :) Вы, кстати, программист тоже?

  • Супер 1
Ссылка на комментарий
Lerocice

Спасибо!)) Да, я тоже программист) Так что мы коллеги))

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
CernaLiska

И я программист, хехе)) Динара, я всё с нетерпением жду 3ю часть вашей статьи, где об отношениях с чехами.

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Dinara

Время-время :( Много тестов, мозг в опасности! Думаю, на выходных засяду. Раньше – вряд ли, в пятницу ацкий промежуточный, всё время зубарю :) Но напишу обязательно!

  • Супер 4
Ссылка на комментарий

Как то расписание хромает!

Подъем в 00:00, завтрок, дорога в школу, обед, уроки дома, прогулка, уроки

 

Отбой в 00:00?

Требуем точного расписания! (шутка такая)

Ссылка на комментарий
Dinara

7:00 подъём – дорога – уроки – дорога – уроки – уроки – уроки – уроки – уроки – 2:00 спать :)))

  • Супер 1
Ссылка на комментарий

2:00 спать, а в 7:00 уже подъем? А сон-час есть?

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Dinara

Нет сон-часа :) Когда совсем выматываюсь – разрешаю себе поспать больше. Ну, и на выходных, конечно, подъём попозже, часам к 9-10.

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Tamara.

Удачи всем)

  • Супер 4
Ссылка на комментарий
Наверх
  • Создать...