Ну, как тебе там? Первый год в Чехии. Ч.1
Эссе будет интересно в первую молодым людям, собирающимся в Чехию на учёбу. Впрочем, жизненные темы тоже немного затрону
Часть 1. О моральном аспекте переезда и обучения на чужом языке, и лично обо мне.
Итак, за неделю до начала учебного года, 13 сентября 2010 я переехала в Прагу. Напомню, что поступила я в ВШЭ на специальность Информатика и статистика. Напомню, что до этого ни с информатикой, ни со статистикой я ничего общего никогда не имела.
За несколько дней до начала семестра мы были приглашены на инструктаж, где нам раздали вагон и маленькую тележку распечаток, брошюр, студенческую газету и прочие материалы, которые были призваны помочь начинающему студенту с большими глазами не потеряться в обилии новой информации; ну, и, конечно, перед нами выступали люди, рассказывающие о библиотеке, о компьютерной сети в ВШЭ, о доступе к ней, об ISISе (это наш «рабочий кабинет», там мы делаем себе расписание, смотрим обновления, получаем рассылки от преподавателей – в общем, живём), о системе обучения и о многочисленных студенческих организациях. Студенческих организаций на самом деле невероятно много – и газеты, и медиалаборатории, и какие-то объединения бесконечные – в общем, социально-активным ребятам есть куда приложить себя.
Ещё через день состоялась торжественная имматрикуляция – посвящение в студенты. Имматрикуляция – это не только забавное слово (которое мои домашние упорно называли инаугурацией и непрерывно с меня хохотали), но и крайне торжественная церемония. В главном корпусе, в главном актовом зале собирают мноого студентов (человек 300), им говорят торжественную и пафосную речь, зачитывают клятву студента, и после всего этого безобразия каждый студент подходит к декану, пожимает ему руку и говорит «Клянусь!» (этой самой клятвы придерживаться). Несмотря на такое огромное количество человек, всё проходит очень организованно, динамично и интересно. После рукопожатия и клятвы на руки выдаётся зачётка (здесь – «индекс»), в котором так и написано: «Академическую клятву выполнил». Очень ответственно то есть к делу подходят
После всех этих организационных моментов можно было приступать к учёбе. На первый семестр всем студентам было предложено автоматическое расписание из 6 предметов, достаточно компактно и удобно разнесённых по 4 дням недели (пн-чт). Это расписание рекомендуется не трогать и не менять из-за того, что и опыта в составлении расписания через ISIS пока нет, и потому, что запись на предметы происходит на основании «рейтинга» студента (набранных и потерянных кредитов за весь период обучения). Самых успешных записывают приоритетно; все, кто не попал из-за ограничения по размеру аудитории (и, соответственно, недостаточного рейтинга), рискуют остаться вообще без записанных предметов, что, в свою очередь, повлечёт неприятные последствия. Первокурсники рейтинга вообще пока никакого не имеют, потому им рекомендуют не рисковать и оставить расписание как есть. Так я и сделала.
В первом семестре мне было предложено изучать такие предметы как Основы программирования, Математические основы информатики, Математика, Английский и Основы философии. Свою первую пару основ программирования я не забуду никогда.
Был солнечный осенний день, ничто не предвещало беды. В 9-15 я пришла на пару и начала слушать. В тот момент глаза у меня очень широко открылись и не могли закрыться на протяжении первого месяца. Я приходила каждый день на учёбу вот с этими своими глазами, слушала преподавателей и с полным ужасом и непоколебимой уверенностью осознавала, что никогда и ни за что в своей жизни я этого не пойму. Никогда. Ни за что. Это вводило в глухой ступор и вызывало перманентные приступы паники.
Основная проблема была в том, что я просто не понимала (с языковой точки зрения), что они говорят. То есть слово понимаю – 2-3 нет и так по кругу. Разумеется, в такой ситуации понять, о чём идёт речь с точки зрения материала, было невозможно. Потому каждый день я приходила домой, со всех сторон обкладывалась книгами-словарями и очень медленно и скрупулёзно начинала переводить всё, что нам успели наговорить, зазубривать новые термины и пытаться это всё осознать.
Понимание языка пришло где-то через месяц (то есть я начала понимать, что они говорят, но суть по-прежнему не улавливалась. Просто набор слов, каждое из которых в отдельности я начала понимать). Какое-никакое осознание материала пришло где-то в середине семестра, то есть через полтора месяца. Как сейчас помню пару мат. Основ информатики, на которой я впервые на лету начала понимать новую тему. То есть текст преподавателя стал осмысленным набором взаимосвязанных вещей. О, это был счастливый день
В этот начальный период было невероятно тяжело морально. Я, умница со свободным посещением в гимназии, в колледже и в университете, всегда лучшая, всегда гордость преподавателей и работодателей, оказалась в ситуации, где я была не просто не лучшей, а казалось, что я просто худшая из всех вокруг. Это осознание с одной стороны убивало, а с другой стороны заставляло бросать все силы на учёбу. Плюс к этому, конечно, сказывался отрыв от привычной среды – не хватало любимой работы с людьми, не хватало друзей-знакомых, не хватало общения, отдыха тоже не хватало
Но очень хотелось снова чувствовать себя полноценной – потому я учила не переставая, как заведённая, с утра до вечера, 7 дней в неделю.
Сессия показала, что стратегия выбрана правильная. Когда оказалось, что и чудовищная математика, и все остальные чудовищные предметы я сдала лучше большинства чехов, я поняла, что жизнь налаживается.
Во втором семестре было уже чуть попроще, я записала себе 8 предметов и, с учётом того, что на 5 недель я частично выпала из процесса обучения из-за сломанной ноги (ходила на учёбу, но урывками – целый день на костылях было очень трудно), всё закончилось не так плохо. Не сдала только 1 предмет из-за того, что слегка недооценила. Мои любимые пару баллов меня опять подвели Но ничего ужасного не случилось – этот несданный предмет просто записывается на следующий семестр и учится по второму кругу (ну, и теряется какое-то количество баллов).
В этом, третьем семестре, я себе с радости наставила 11 предметов, причём, совсем не тривиальных. Чем закончится – покажет время. Пошла 6-ая неделя семестра, мозг кипит
- 1
19 комментариев
Рекомендованные комментарии
Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы ответить.